Традиции казахского народа искажаются под влиянием растущей религиозности и хронического кризиса в экономике, считают эксперты. Многие ли национальные обычаи получили отчетливую религиозную окраску? Выдают ли иностранные постулаты за «вековые устои» казахов? Не замещаются ли декларируемые гостеприимство и трудолюбие враждебностью к «чужим» и растущими требованиями к государству? Сегодня в Казахстане более полумиллиона человек получают адресную социальную помощь, основное их число сосредоточено как раз в наиболее патриархальных регионах. Что происходит с народными традициями – этот вопрос мы задали экспертам.
Народ активно «изобретает» обычаи и традиции
Глава фонда «Стратегия», социолог Гульмира Илеуова считает, что сегодня общество находится в стадии формирования новых традиций и многие из них исламизированы. А вековые гостеприимство и трудолюбие испытывает на прочность перманентный экономический кризис.
– Я бы не стала говорить, что народные традиции в полной мере заменяются на религиозные. Традиции не исследованы, не описаны подробно, и напоминают многослойный пирог из языческого и советского периодов, приправленный религиозностью. Добавьте сюда богатейшее «творчество масс», когда в каждом регионе обычаи толкуются по-своему, – пояснила социолог.
– Приведу пример: отправление ребенка в первый класс. Безусловно, знаковое событие для любой семьи, но как его сейчас отмечают, особенно для сыновей? Это же не поддается никаким логическим объяснениям. Ребенка сажают на коня, которого вводят в банкетный зал, ребенка всячески восхваляют, устраивается пышный той, при этом люди говорят, что такой вид празднования – наша национальная традиция. Но, позвольте, даже в начале прошлого века большинство детей не отправляли в семь лет в первый класс. Чистейший новодел, – отметила Гульмира Илеуова.
– Или возьмем обрезание. Вроде бы здесь все понятно – это приобщение мальчика к миру взрослых, урок мужества, терпения и так далее. Но как празднуют это событие? Виновника торжества усаживают на трон, его несут какие-то ряженные «дядьки», честно говоря, производит чудовищное впечатление. И вновь это «творчество» объясняют народными традициями. Насколько я помню, в прошлом обряд обрезания не справляли настолько пышно. Так что сейчас активно производятся новые традиции, которые, как правило, обосновывают проведение грандиозных тоев, – заметила специалист.
Праздники казахов
По ее словам, основной религиозный праздник для казахов – Курбан айт. Он отмечался и в советские годы, люди угощали друг друга баурсаками, но праздник не афишировался. Сегодня Курбан айт справляют очень широко. Многие другие знаковые для мусульман во всем мире даты, например, день рождения Пророка, в нашей стране не приобрели такого распространения. Есть, кроме того, праздник Наурыз. Как пояснила социолог, многие не в курсе, что Наурыз – не мусульманская традиция, а тюркская языческая, обновление природы, начало весенних земледельческих работ. Таким образом, есть определенный перечень обычаев, который распространяется на большинство казахстанцев. Этот эклектичный перечень включает в себя и светские «обряды» (даже тот же Международный женский день 8 марта), и религиозные.
При этом, указала социолог, многие религиозные обряды, в частности, обрезание, не воспринимаются в массе как именно исламская традиция. Но если взять другие обычаи, в частности, надевание на девушку платка перед свадьбой, то картина несколько иная. «До замужества девушка может ходить с непокрытой головой, но после свадьбы она подчиняется мужу, семье мужа, в этом проявляется религиозная обрядность. В светские годы практиковался совершенно другой свадебный канон: молодые регистрировали брак, ехали в красивое место (например, на Медео) фотографироваться, потом шли в ресторан», – подчеркнула Гульмира Илеуова.
– Сам переход от гражданского брака к религиозному – уже не национальная традиция, этом глобальная мусульманская традиция. Минуя светские власти, можно провести обряд, и не получать никаких документов. Это замещение светских традиций религиозными, люди, которые практикуют обрядность, уверены, что это очень по-казахски или очень по-мусульмански, в зависимости от того, какие убеждения у них превалируют, – уточнила социолог. По ее мнению, как раз сегодня народом проживается «момент поиска вектора» в сторону национально-этнических либо переработанных религиозных традиций с выдачей их за национальные.
Когда всё решает бедность
– Что касается гостеприимства, то на индивидуальном уровне казахи очень гостеприимны. В Европе или в России люди хотят проявить дружелюбие, угостить, но, что называется, не будут ради этого убиваться. Подадут напитки и печенье или фрукты. У нас же принято именно накормить, что значит вложить большие усилия, потратить деньги – это считается нормой. Объясняется традицией прежних времен, когда в степи гости появлялись редко, жили маленькими общинами, конечно, приезд любого человека воспринимался как праздник. Гость – источник новостей или даже творчества, он мог спеть, рассказать занимательные вещи, а расплачивались с ним, так сказать, обильной едой. В источниках казахов описывают как людей, очень жадно потребляющих информацию. Отсюда широчайшее гостеприимство, – пояснила Гульмира Илеуова.
– Но на страновом уровне – в отношении к нелегальным и даже легальным мигрантам, к любым категориям приезжих, проявляется настороженность. Это хорошо характеризует наш достаточно высокий уровень ксенофобии. Он связан с расхожим представлением о дефиците рабочих мест, различных благ от государства, на которые приезжие могут претендовать. Отсюда возникает неприятие. Кризис в нашей стране явление перманентное, это бесконечный период адаптации, поиск заработка, все это приводит к недоверию и нелюбви к приезжим, покушающимся якобы на кусок пирога, – уточнила эксперт.
В отношении же традиционного трудолюбия тоже наблюдаются изменения. Недавное тестирование молодежных групп, проведенное «Стратегией», показало, что молодежь воспринимает трудолюбие как необходимость работать физически, вкалывать. В то же время, в нынешней школе запрещается использовать труд детей, например, на уборке классов или территории, что в советское время было нормальным.
Сегодняшними родителями такого рода занятость воспринимается как дискриминация детей, принуждение. «При этом постоянно твердят: почему государство ничего не делает для воспитания трудолюбия? Внутри семьи тоже развивается культ удачи, неожиданного, легко доставшегося богатства, результата без приложения усилий. То есть само слово труд приобретает негативную окраску – я что, должен лопатой махать? Мы имеем дело с изменением понятий «работа» и «труд». В некоторых же взрослых группах формируется иждивенчество, завышенные социальные ожидания от государства, некоторые же напрямую говорят, что за условно низкую плату работать не будут, предпочтут не делать ничего», – заключила Гульмира Илеуова.
«Арабский вариант» традиций раскалывает общество
На вопрос, можно ли сказать, что национальные традиции казахов подменяются религиозными, веб-издатель и журналист Джанибек Сулеев ответил следующее:
– Разумеется, можно! Есть приверженцы так называемого радикального течения. Хотя, как утверждают специалисты, это всего лишь тот ислам, который культивируется в Саудовской Аравии… Но нам от этого не легче. Ибо этот «исконный» и «чистый» ислам, будучи пересаженным на казахстанскую, казахскую почву, расцветает очень странными и ядовитыми цветами. Не будем вдаваться в подробности, но в обществе тема того, что «арабский» вариант, по сути, раскалывает казахское общество – стала одной из трендовых. Даже январские события 2022 года местами очень зримо переплетались с так называемыми бородачами. ДУМК же очень подозрителен уже тем, что весьма вяло показывает себя с нетрадиционными для казахов салафитскими течениями, если не сказать больше. А само это явление явно импортировано извне и продолжает укоренятся. Ничего позитивного, полезного в этом, конечно же, нет ни для кого, – уверен издатель.
– Что касается так называемых национальных традиций, то они тоже будут претерпевать некие трансформации. Как бы это смешно не звучало – в том числе и из-за салафитских «увлечений» части населения и из-за изменений социально-экономического и прочего свойства, – добавил он.
Однако, подчеркнул Джанибек Сулеев, если говорить о трудолюбии и гостеприимстве в разрезе вековых обычаев, то не все так плохо.
– Несмотря на какие-то отдельные эпизоды, считаю, что Казахстан сохраняет высокую планку толерантности. Отношение к релокантам (российским беглецам от мобилизации – ред.) думаю, у нас в тысячу раз лучше, чем в Польше к украинцам. Но отношение к прибывшим и прибывающим россиянам будет настороженным, и это чувство может крепчать, учитывая известные антиказахстанские, скажем так, заявления практически всех известных российских пропагандистов и даже представителей власти.
Если говорить о социальном иждивенчестве, то это плохо, но это как замкнутый круг. Население демографически вроде бы растет, а вот мощно и поступательно открывать рабочие места (о социальной инфраструктуре помолчим…), насколько можно понять, государство не в силах. Средний класс как бы у нас есть, но он все-таки рыхловат, в смысле, не задает тон. Возможно, новые поколения, вступающие во взрослую жизнь, как-то усилят этот очень важный сегмент общества? Надо спросить у социологов. Хотя вряд ли у них будут оптимистичные прогнозы относительно данной проблемы, – резюмировал Джанибек Сулеев.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Оставьте первый комментарий