На площадке Региональной службы коммуникаций прошел брифинг с участием этнографа, профессора Казахского национального университета имени Аль-Фараби Таттигуль Картаевой, сообщает Vecher.kz со ссылкой на РСК. Наурыз – традиционный праздник, который символизирует начало нового года у тюркских народов. Наурыз празднуется еще с древних веков, чему свидетельствуют исторические письменные и устные данные, отмечает этнограф.
«Исторических данных касательно Наурыз достаточно, в том числе есть огромное количество письменных. Существует рукопись «Наурызнама» известного ученого-востоковеда Омара Хайяма, датированная 1157 годом. В своей рукописи он объяснял важность обсерватории в Сельджукском султанате. Совместно с астрологами он изучал феномен равноденствия, солнцестояния и движения тел в небесном мире. Его рукопись была написана с целью объяснения и обоснования восточного календаря», – поделилась Таттигуль Картаева.
Вариант данной рукописи хранится в Берлинской государственной библиотеке, вторая же часть хранится в Национальном музее Лондона.
Также, по словам этнографа, в число важных исторических данных, входят «Словарь турецкого языка» Махмуда Кашгари, надпись «Бабырнама», труды Машхура Жусупа Копейулы, Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова и т.д. Каждый из этих трудов дает ясное представление об обрядах, традициях во время празднования Наурыза в те времена. Важную информацию о Наурыз также можно найти в трудах Алашской интеллигенции. Так, например, первый номер газеты «Қазақ», вышедший в марте 1913 года был посвящен данному празднику.
«В период издания газеты, то есть между 1913 и 1918 годами, выпуски от 9 марта посвящались поздравлению с Наурызом. В те времена использовали Юлианский календарь, а в 1918 году ввели Григорианский календарь. Разница между старым календарем и новым составляла 13 дней, а новая дата приходилась на 22 марта. То есть, равноденствие, время перехода выпало с 21 марта на 22 марта», – пояснила спикер.
На протяжении веков традиций и обряды во времена Наурыз менялись, некоторые были утрачены. Что касается сегодняшних дней, то они отличаются в разрезе регионов страны, отмечает этнограф. Этому прежде всего способствуют такие факторы как местный климат, земледельчество и т.д. Среди таких традиций особое значение сегодня придается обряду «Көрісу».
«Казахский народ адаптировал праздник Наурыз к своему традиционному укладу жизни. Например, ритуал «Көрісу». Это уникальное для казахского народа ритуальное действие, совершаемое в рамках празднования Наурыза», – рассказала она.
Помимо традиций и обрядов, разница замечается также и в рецепте традиционного праздничного угощения – Наурыз-көже. Этому также способствовал кочевой образ жизни наших предков, отметила спикер.
«Территория Казахстана большая, поэтому преобладают также региональные особенности. Наурыз көже отличается не только приготовлением, но также и названием. Например, восточные и южные казахи называют Наурыз көже «қос көже» или «көп көже». Это название связано с тем, что традиционное угощение состоит не только из зерновых культур, но и включает в себя как мясо, так и молочную продукцию», – поделилась она.
Наурыз в переводе с персидского означает «новый день». Праздник символизирует приход весны, наступление нового года по восточному календарю. В этом году в Алматы празднование «Наурыз мейрамы» началось 14 марта с обряда «Көрісу».
Оставьте первый комментарий