По инициативе Института языка и литературы имени Абуабдулло Рудаки, 19 сентября в Душанбе состоялась научно-теоретическая конференция. Мероприятие прошло под названием «Устод Рудаки – основоположник таджикской культуры, художественной словесности и литературного языка». Об этом сообщила Национальная академия наук Таджикистана.
На конференции выступили ученые и сотрудники научно-исследовательских учреждений. В ходе открытия мероприятия директор Института языка и литературы имени Абуабдулло Рудаки, Фарангис Шарифзода, подчеркнула важность вклада Рудаки в историю таджикской литературы. Она отметила, что его бесценное наследие дошло до нашего времени и пользуется любовью и популярностью среди ценителей стихотворного слова.
Присутствующие обсудили различные аспекты творчества Рудаки, его влияние на современную литературу и культуру, а также его роль в формировании таджикского литературного языка.
Особое внимание было уделено изучению личных качеств и достоинств поэта, которые нашли отражение в его произведениях. Участники конференции отметили, что его поэзия не только сохраняет свою актуальность, но и продолжает вдохновлять новых авторов. В ходе дискуссий были предложены новые методы изучения и популяризации творчества Рудаки, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию таджикской литературы и культуры.
Абуабдулло Рудаки
Абуабдулло Рудаки родился в середине IX в. в селе Пандж Руд (вблизи Пенджикента) в крестьянской семье. О жизни этого замечательного поэта, и особенно о его детстве, сохранилось очень мало данных.
Рудаки в юности стал популярен благодаря своему прекрасному голосу, поэтическому таланту и мастерской игре на музыкальном инструменте руде. Он был приглашен Насром II ибн Ахмадом Саманидом (914-943 гг.) ко двору, где и прошла большая часть жизни. Как говорит Абу-л-Фазл Балами, «Рудаки в свое время был первым среди своих современников в области стихотворства, и ни у арабов, ни у персов нет ему подобного»; он считался не только мастером стиха, но и прекрасным исполнителем, музыкантом, певцом.
Рудаки воспитывал начинающих поэтов и помогал им, что еще больше поднимало его авторитет.
Рудаки переживает большие лишения в преклонном возрасте. Престарелый и слепой поэт, возможно, насильственно ослепленный, как утверждают некоторые источники, теряет поддержку двора. Его изгоняют либо из-за дружбы с Балами, либо из-за причастия к движению карманов, после чего он возвращается на родину.
После этого он прожил немного. Как пишет Самани в книге «Ал-Ансаб», поэт умер в 941 г.(952 г.) в своем родном селении.
До нашего времени дошло едва ли больше 2000 строк из произведений Рудаки. Сохранившиеся стихи свидетельствуют о его высоком мастерстве во всех поэтических жанрах той эпохи. Он писал тождественные оды (касады), лирические газели, большие дидактические поэмы (сборник известных басен из цикла «Камила и Димна» и др.), сатирические стихи и траурные посвящения.
Своим творчеством Рудаки заложил основы всей таджикско-персидской поэзии, выработал основные жанры и жанровые формы; в его стихах выкристаллизовывались почти все поэтические размеры и системы образов. Стихи Рудаки стали образцом для последующих поколений таджикских поэтов.
Он признанный основоположник классической поэзии, которая, распространившись в X-XV вв. среди таджиков и персов, выдвинула таких корифеев, как Фирдоуси и Хайям, Саади и др. Классики этой поэзии любовно вспоминали поэта, считая его своим учителем.
Оставьте первый комментарий