Архитектурный комплекс «Истиклол»

Архитектурный комплекс «Истиклол»

Одним из новых и интересных архитектурных сооружений в городе Душанбе является Архитектурный комплекс «Истиклол». Он находится на «Площади Независимости». Ее строительство началось в 2020 году, а общая площадь составляет 30 га. Площадь находится по проспекту Рудаки на пересечении улиц Саида Носира, Хабиба Ахрори и Ойгул.

Площадь в 2,7 га отведена для проведения политических и культурных мероприятий. В центре площади находится архитектурный комплекс «Истиклол» – стелла высотой 121 метр. Ее нижняя часть составляет 30 метров – как символ 30-летия независимости республики. Верхняя часть составляет 91 метр – год приобретения независимости в 1991 году.

Истиклол

Верхнюю часть комплекса «Истиклол» увенчала корона из титана диаметром 8 метров. Она символизирует независимость, государственность, познание древней истории и культуры таджикского народа. В частности, «Дерево жизни» с его корнями, стволами и ветвями, символизирует вечную жизнь, устойчивость и процветание, прочность и долговечность. Семь куполов вокруг символизируют 7 слоев земли и неба, 7 климатических условий, 7 основных цветов природы и 7 ступеней формирования науки, просвещения, самопознания и мировоззрения человечества. Основание комплекса представляет собой восьмигранную пирамиду и состоит из 7 входов.

Комплекс снаружи окружен 14 настенными фресками размером 9 х 5,20 метра. На них отражена более чем шеститысячелетняя история таджикского народа.

Каюмарс и Джамшед

Первая фреска называется «Каюмарс и Джамшед», как первые цари арийского народа. Ознакомление с книгой «Авеста», отображает древнейший период истории арийского народа. На фреске изображены Каюмарс – Гилшох в персидской мифологии первочеловек, Джамшед как первый царь арийской нации, празднование Навруза, Садда, Мехргона, дастан Фариддуна и разделение мира между сыновьями, обращение Заратуштры к царю Виштоспу и представление священной книги «Авеста».

«Истиклол» freska 01

Приход к власти Кира Великого и объединение арийских земель

Вторая фреска – «Приход к власти Кира Великого и объединение арийских земель», где рассказывается о первой мировой империи – Империи Ахеменидов, представителей арийского края – Согда, Бактрии и Харезма, приход к власти Кира Великого, объединение арийских земель, объявление Декларации Кира Великого.

«Истиклол» freska 02

Битва Спитамена с Александром Македонским» под названием «Согдийский камень

Третья фреска – «Битва Спитамена с Александром Македонским» под названием «Согдийский камень». Борьба предков таджикского народа–арийцев, особенно согдийцев и бактрийцев против греко-македонских завоевателей – одна из самых ярких страниц в истории народа на пути к свободе и независимости. На этой фреске, как символ борьбы, изображена битва Спитамена с македонцами во главе с Александром.

«Истиклол» freska 03

Правление Ашканидов, Кушанидов и Сасанидов

На четвертой фреске – «Правление Ашканидов, Кушанидов и Сасанидов» – рассказывается о трех древних сверхдержавах. На этой фреске представлены фотографии ашканского Мехрдода второго, кушанского Канишки Великого и сасанидского Ардашера Бабакана, а также различные образцы архитектурного искусства III-V веков нашей эры.

freska 04

Деваштич. Битва против арабов. Государственность Тахиридов и Саффаридов

На пятой фреске изображен «Деваштич. Битва против арабов. Государственность Тахиридов и Саффаридов». Здесь отображена борьба таджикских предков против арабов, народные восстания и битва за свободу согдийцев и хуталанцев во главе с Деваштичем, восстание местной знати, приход к власти первых таджикских династий Тахиридов и Саффаридов.

freska 05

На отдельном панно «Саманиды. Исмоил Сомони. Министры, деятели науки и литературы» изображен золотой период развития таджикского народа – государства Саманидов. На нем изображены Исмоил Сомони, диваны, портреты писателей и ученых, образцы архитектуры и ремесла периода Саманидов.

freska 06

История после эпохи Саманидов отражена на еще одном отдельном панно – «Таджики в XI-XVI веках. Гиёсиддин Гури, основатель и царь империи таджиков Гуридов в великом Хорасане, Индии и Куртов Герата», где представлено таджикское государство Гуридов, охватывающие всю территорию Великого Хорасана и часть Индии, Курты Герата, Сербедары, с изображением Гийосиддина Гури.

freska 07

Битва против монголов

Одним из самых страшных периодов в истории таджикского народа является вторжение монгольского войска в страну. Борьба таджикского народа за свои границы, земли, города и цивилизацию описана на еще двух панно. На первом изображена борьба народа против монголов, восстание Махмуда Тараби («Битва против монголов. Махмуд Тараби. Сербедары»), а на другом – героическая борьба Темурмалика против чужеземцев и оборона Худжанда («Темурмалик – герой таджикского народа. Битва против монголов»).

freska 08

freska 09

Долгое время политическая и государственная власть находились в руках различных династий, но система государственности, наука и культура находилась в руках таджиков. Поэтому, на отдельном панно через средневековые книги и надписи, а также образцы искусства и ремесел, портреты поэтов и писателей от Абдурахмона Джами до Ахмада Дониша нашли свое воплощение культурные достижения длительного периода истории предков.

freska 10

На протяжении всей истории таджики владели великой цивилизацией и, в частности, высшей культурой урбанизации и градостроения. Поэтому на следующей фреске есть информация с описанием произведений архитектурного искусства по крупным историческим городам таджиков, таким как:

  • Саразм
  • Гонур,
  • Балх
  • Ниса
  • Марв
  • Самарканд
  • Бухара
  • Тахти Сангин
  • Худжанд
  • Древний Пенджикент
  • Бунджикат
  • Халбук
  • Гиссарская крепость
  • Гират
  • Газна

Другие фрески

Другие фрески (12-13-14) комплекса «Истиклол» отражают историю нового и новейшего периода таджикского народа, представляя достижения за последние сто лет. С изображением первых европейских зданий, освоения заброшенных земель и создания ирригационной системы, особенно благоустройства Вахшской долины, великих построек, Нурекской ГЭС, фотографий представителей политики, науки, культуры и литературы, представлены достижения таджикского народа в советский период.

freska 12

Самым большим достижением таджикской нации является обретение полной государственной независимости и появления суверенного и независимого государства Республики Таджикистан на политической карте мира. Формирование нового суверенного государства таджиков и строительство современной системы государственности положило начало шестнадцатой сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, состоявшейся во Дворце Арбоб города Худжанд. Поэтому, на отдельном панно представлен этот исторический этап с изображениями Дворца Арбоб, шестнадцатой сессии, выступлением председателя Верховного Совета Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, площади Дружбы, стройки века – Рогунской ГЭС, фотографий героев труда.

freska 13

Четырнадцатая фреска описывает достижения периода Независимости. В ее центре – фотография  Эмомали Рахмона при инаугурации. Вокруг него – государственные символы:

  • Герб
  • Флаг
  • Дворец Нации

freska 14

Фрески подготовили специалисты Национальной академии наук Таджикистана и Академии художеств Таджикистана.

Площадь «Независимости» с архитектурным комплексом «Истиклол» («Независимость») считается самым важным сооружением в стране, посвященным 30-летию Государственной Независимости Республики Таджикистан. Посетив это место можно окунуться в историю таджикского народа, погрузившись вглубь веков.

Ссылка на источник

1 уведомление

  1. Таджикистан посетит ряд делегаций зарубежных государств

Оставить комментарий

Ваша электронная почта не будет отображаться.


*